Jun
29

Воспитание без насилия

 

nenasilstv vospitanie 1Издавна детей было принято наказывать. Считалось, что навыки самодисциплины и основы воспитания наиболее эффективно закладывать при помощи физических наказаний и жесткого психологического давления. Статистика показывает, что и сегодня в нашей стране тысячи детей ежедневно подвергаются жестокому обращению, которое родители искренне считают «воспитанием» и убеждены, что делают для своих детей благое дело. В нашей культуре, к сожалению, до сих пор считается нормальным отшлепать ребёнка, который отказывается подчиняться родителю или использовать ремень для повышения школьной успеваемости. А когда такие родители слышат о том, что кто-то считает неприемлемым бить, наказывать, ругать и морально давить на детей, говорят, что вседозволенность – гораздо хуже. Однако, отсутствие наказаний вовсе не означает вседозволенность.

Сейчас во многих странах растет движение за воспитание без насилия. Более 40 американских организаций, в том числе и Американская ассоциация педиатрии (AAP), Американская психологическая ассоциация (APA) и Национальная образовательная ассоциация (NEA), борется за отмену телесных наказаний детей. 24 государства в мире наложили запрет на физическое наказание детей и дома, и в образовательных заведениях при любых обстоятельствах.

При этом сторонники движения выдвигают вполне веские аргументы.
Во-первых, научно доказано, что дети, которые подверглись физическим наказаниям, страдают от последствий таких действий на протяжении  всей жизни. Например, неуспеваемость в школе, подростковая преступность, сексуальные расстройства и насилие в семье непосредственно связано с физическими наказаниями в детстве.
Во-вторых, когда родители бьют ребенка, его, опосредованно, учат бить тех, кто младше и слабее его. Его учат бить, когда он злится. Физические меры преподносятся как допустимый способ договориться или добиться своего.
В-третьих, когда родитель бьет ребенка, между ними рушится доверие. Ребенок вряд ли пойдет на откровенные и задушевные разговоры о своих проблемах с родителем, который, услышав неприятную информацию, хватается за ремень. Помимо разлада в семье, это подрывает способность ребенка верить другим людям и ладить с ними. Привыкнув к отчужденно-напряженным отношениям с родителями, такой ребенок вряд ли сможет построить доверительные отношения в собственной семье.
Кроме того, во время битья возрастает риск травм и повреждений ребенка, например, синяков и переломов. Взрослый часто не учитывает особенностей детского организма, в запале «воспитания» может не рассчитать силу и нанести непоправимый ущерб здоровью.
nenasilstv vospitanie 3Битье пугает, озлобляет и обижает детей. Испуганный и расстроенный ребенок хуже учится, что в свою очередь увеличивает вероятность того, что он будет решать проблемы насильственными способами, когда вырастет.
«Ударить ребенка, чтобы он хорошо себя вел – все равно, что разбить окно для проветривания квартиры» - говорят психологи. Это позволяет разово решить небольшую конкретную проблему, но понадобится много времени и сил для устранения негативных последствий.
Зачастую многие родители, понимая неправильность подобных мер, тем не менее, продолжают их применять, потому что их самих так воспитывали в детстве,и они просто не знают иных средств воспитания. Тем не менее, надо разорвать этот порочный круг, ведь существуют другие методы воздействия на ребенка, не предполагающее насилие. Уже стал классикой психологии тезис о том, что лучше поощрять хорошее поведение, чем наказывать за плохое. Кроме того, необходимо помнить, что если родители хотят приучить ребенка к определенным образцам поведения, то самым эффективным методом будет демонстрация примера такого поведения. То есть, если вы хотите привить ребенку привычку к опрятности и чистоте – покажите ему такой пример. Хотите, чтобы ребенок делал зарядку – делайте сами ее по утрам и вскоре ребенок начнет воспринимать это как норму.
Сейчас можно найти множество книг по ненасильственному воспитанию, а в Интернете есть масса сайтов и форумов, где «продвинутые» родители делятся успехами и неудачами своих методов воспитания. В заключение мы предлагаем основные принципы ненасильственного воспитания, формулированные специалистами родительской школы «Росток».


РЕКОМЕНДАЦИИ, КОТОРЫЕ ПОЗВОЛЯТ ИЗБЕЖАТЬ НАКАЗАНИЯ


-  ФОРМИРУЙТЕ У ДЕТЕЙ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ПРИВЫЧКИ С РАННЕГО ВОЗРАСТА

-  ЧАЩЕ ПООЩРЯЙТЕ РЕБЕНКА ЗА ХОРОШЕЕ ПОВЕДЕНИЕ, ХВАЛИТЕ ЕГО, ПОСТАРАЙТЕСЬ ВИДЕТЬ НЕ ТОЛЬКО ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ, НО И ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ СВОЕГО РЕБЕНКА

-  ДОВЕРЯЙТЕ РЕБЕНКУ, ПОЗВОЛЯЙТЕ ЕМУ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАТЬ В СВОИХ ДЕЛАХ И ПОСТУПКАХ

-  ТОЛКОВО ОБЪЯСНЯЙТЕ РЕБЕНКУ, КАК НАДО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ЕСТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ, ТО ПОКАЖИТЕ

-  ЕСЛИ ЕСТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ УСТРАНИТЬ ПРОСТУПОК, ДЕЛАЙТЕ ЭТО СПОКОЙНО, В ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОЙ ОБСТАНОВКЕ

-  ЕСЛИ ВЫ ХОТИТЕ ВОСПИТАТЬ РЕБЕНКА, ТО НАЧИНАЙТЕ С СЕБЯ

РЕКОМЕНДАЦИИ, КОТОРЫЕ РАСКРЫВАЮТ ВОЗМОЖНОСТЬ УЧЕТА ВОЗРАСТНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ В ИХ ВОСПИТАНИИ

-  НЕ НАКАЗЫВАЙТЕ ЗА ИЗОБИЛИЕ ДЕТСКИХ ВОПРОСОВ

-  НЕ НАКАЗЫВАЙТЕ ЗА ПРОЯВЛЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ, ЗА ДЕТСКУЮ ИНИЦИАТИВУ

-  НЕ НАКАЗЫВАЙТЕ ЗА ДВИГАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ

-  НЕ ИСПОЛЬЗУЙТЕ НАКАЗАНИЕ В ПЕРИОДЫ КРИЗИСОВ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (2-3 ГОДА, 6-7 ЛЕТ)

-  НЕ ИСПОЛЬЗУЙТЕ НАКАЗАНИЕ, ТАК КАК ДЕТЯМ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СВОЙСТВЕННА ВПЕЧАТЛИТЕЛЬНОСТЬ И ПОДРАЖАТЕЛЬНОСТЬ


АЛГОРИТМ НАКАЗАНИЯ

nenasilstv vospitanie 2-  УБРАТЬ РАЗДРАЖЕНИЕ (НО ВОЗМОЖНА ТВЕРДОСТЬ, ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬ)
-  ВЫЯСНИТЬ МОТИВЫ ПОСТУПКА, ЧЕМ ВЫЗВАН СРЫВ В ПОВЕДЕНИИ
-  ОБОСНОВАТЬ НАКАЗАНИЕ И ЕГО МЕРУ, ТО ЕСТЬ СПРАВЕДЛИВОСТЬ
-  ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ СИТУАЦИЮ И ПРОСТРОИТЬ СВОЕ ПОВЕДЕНИЕ В АНАЛОГИЧНЫХ СИТУАЦИЯХ

 

 

 

 

noНЕ ДОПУСКАТ НАКАЗАНИЯ:

yes
  ВОЗМОЖНЫЕ ФОРМЫ    
  НАКАЗАНИЯ:

noТРУДОМ

yesЛИШЕНИЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ

noВЫЗЫВАЮЩЕЕ СТРАХ

yesОТСТРАНЕНИЕ ОТ КАКОЙ-ЛИБО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

noГРУБОЙ БРАНЬЮ

yesЕСТЕСТВЕННЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ: НАСОРИЛ – УБЕРИ, ЗАБРЫЗГАЛ – ВЫТРИ    

noОСКОРБЛЕНИЕМ

yesЛИШЕНИЕ ДОВЕРИЯ (НЕ МОГУ ТЕБЕ ДОВЕРИТЬ, ТАК КАК ТЫ…)

noОБИДНЫМИ ПРОЗВИЩАМИ

 yesИЗМЕНЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ К РЕБЕНКУ

noЛИШЕНИЕМ СНА, ЕДЫ, ПРОГУЛКИ 

 

noФИЗИЧЕСКИМ НАСИЛИЕМ  

 


Титеева Татьяна.

Битье пугает, озлобляет и обижает детей. Испуганный и расстроенный ребенок хуже учится, что в свою очередь увеличивает вероятность того, что он будет решать проблемы насильственными способами, когда вырастет.


  • jcomments
  • Вконтакте

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить