Jun
29

Как наказывать ребенка

Как наказывать ребенка, если он не слушается или капризничает?

nakazanie2Для начала зададимся вопросом, что же такое наказание. Сразу вспоминаются  полученные в детстве несколько затрещин или домашний арест за небрежно нацарапанное школьное задание, либо за шалость. Но наверняка вспомнятся и друзья, для которых затрещины были обычным делом, поскольку сыпались справа и слева, и никакая «домашняя тюрьма» не могла заставить их аккуратнее писать. Ибо наказание – это не действие со стороны наказующего, а то, что происходит в наказываемом ребенке. То, что он при этом переживает.  С точки зрения психологии, это хорошо всем известное неприятное, давящее чувство стыда и унижения, от которого хочется как можно скорее избавиться и никогда более не переживать. Также обстоит дело с поощрением. Награда – это отнюдь не всегда то, что мы считаем таковым, а то, что воспринимается ребенком как поощрение.

Итак, на вопрос, как правильно распределять наказания и поощрения, мы не дадим точного ответа, сколько того или другого должно приходиться на каждого ребенка: сколько затрещин и сколько конфет. Воспитательная проблема тут заключается не в количестве, а в отношении ребенка к наказывающему. Это глубоко личное, индивидуальное дело воспитателя и ребенка, в нем сфокусировано все, что их связывает и сближает.
Важно, как формировались их взаимоотношения, насколько они эмоционально близки друг другу.
Чтобы наказание возымело действие, ребенок должен пережить чувство вины. Ему надо осознать, что он неким образом нарушил хорошие взаимоотношения с родителями или другими воспитателями. Без этого чувство наказания – всего лишь открытый акт насилия, бессмысленное терзание, либо напрасная трата энергии. Оно не является воспитанием. Хуже всего, весь возбуждаемый в ребенке негативный эмоциональный заряд обращается против того, кто так «хладнокровно» наказывает. Воспитатель оказывается в роли надсмотрщика, который высек провинившегося, но тот за собой никакой вины не видит.
Педагоги утверждают, что наказание имеет тройное значение. Во-первых, оно должно исправить вред, причиненный дурным поведением. И ребенок обязан убрать небрежно разбросанные вещи. Во-вторых, наказание способствует тому, чтобы такие действия не повторялись. Но третье, главное значение, заключается в снятии вины. «Повинность» представляет собой отчуждение, преграду. Тем самым в наказании усматривается элемент высшей справедливости, которую виноватый признает и принимает.nakazanie1
Из этого следует, что если мы наказываем ребенка из-за собственной нетерпимости или плохого настроения, а также по причине находящих на нас приступов злобы, то свое самочувствие мы немного улучшаем, но с точки зрения воспитательной наше поведение не только расходится с целью, но и приносит вред. Ребенок с минуту страдает, может быть, и плачет, просит прощения, но в его понятия о справедливости это не укладывается, и он не ощущает за собой необходимого чувства вины, нет и облегчения и урока на будущее.
Поощрение и наказание – основные воспитательные средства. Это означает, что с их помощью мы достигаем определенной воспитательной цели. Цель наказания, таким образом, не потопить грешника, а спасти и вытянуть. Способ для этого – прощение. Прощение – это не награда, а освобождение от напряжения вины, ожидаемого или уже полученного наказания. Это, по сути, примирение. Как любое освобождение, прощение рождает добрые чувства к освободителю. Только тогда ребенок будет любить наказывающего отца или мать и переживать наказание за проступки как стремление исправиться, помириться, хорошо вести себя впредь.


  • jcomments
  • Вконтакте

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить